Какая польза от игр с ребенком
25.11.2024
Игры с ребенком положительно сказываются на его развитии, эмоциональном состоянии. Многие считают, что они выполняют исключительно развлекательную функцию – это заблуждение.
В чем суть
Игры возможны не только с красивыми игрушками и специализированными пособиями, а практически с любыми вещами. Важно, что в них присутствовала спонтанная инициатива дошкольника (младшего школьника), а сам процесс представлял для него интерес. Простой реакции чада на подсказки недостаточно. Предоставьте ребенку право выбора в игровой деятельности. Выслушайте его идеи.
Стоит убрать из игры элемент спонтанности и интерес теряется наряду с мотивацией. Детскую инициативу нельзя подавлять путем:
- предложения разнообразных инструкций;
- навязывания тематик;
- задавания многочисленных вопросов.
Самый правильный путь заключается в проявлении взрослыми реакции на инициативу со стороны ребенка, обеспечении ему всесторонней поддержки. Такой подход сделает игры продуктивными, поможет в сохранении вовлеченности.
Какая есть польза
Игровая деятельность считается универсальным способом познания детьми окружающего мира. Это происходит с самого появления их на свет. Игра формирует требуемую почву для приобретения навыков коммуникации, овладения речью.
Развитие когнитивных и социальных навыков
Согласно данным выполненных психологами исследований совместные с родителями игровые виды деятельности благотворно влияют на работу мозга. То же самое относится и к взаимодействию со сверстниками. В ходе этого процесса происходит формирование:
- нейронных связей, отвечающих за ключевые когнитивные и коммуникативные навыки;
- заботливых взаимоотношений с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой.
Ребенок быстрее усваивает принятые в социуме правила, налаживает контакты со сверстниками.
Дети, активно вовлеченные в игровую деятельность, воспринимают окружающий мир подобно исследователям, учатся:
- наблюдению;
- правильным действиям;
- внимательному отношению к словам взрослых.
Мотивирующая активность должна удовлетворять интересам малыша, только при выполнении этого условия происходит развитие его творческих возможностей. Подрастающее поколение познает новое путем наблюдений, а не пассивного запоминания или в ходе соблюдения жестких предписаний. Все доказавшие свою результативность образовательные программы, ориентированные на детей дошкольного возраста в обязательном порядке включают игровой элемент.
Борьба со стрессом
Игровая деятельность помогает малышам в борьбе со стрессовыми ситуациями. Это особенно важно для 3-4 летних детей, испытывающих тревожность в первые недели посещения детского сада. Дошкольники быстрее успокаиваются, когда в их руках оказываются игрушки. Эффект наблюдается даже более сильный, чем при прослушивании зачитываемой педагогом сказки.
Улучшение отношений с родителями
Благодаря игре у ребенка улучшаются отношения с родителями. Она учит их общению, пониманию и принятию не только друг друга, но и взрослых из близкого окружения. Ребенок считает, если мама с ним играет, значит, она его любит.
Бонусы совместного досуга включают:
- эмоциональное единение;
- общение более высокого качества;
- появление у ребенка чувства собственной значимости.
Играя, мама и малыш сближаются, он получает возможность лицезреть ее эмоции, вместе с ней проявляет радость.
В процессе такой деятельности имеет место полноценное «погружение» родителя. Он полностью сосредотачивается на общении с чадом, не отвлекаясь на посторонние вещи. Малыш получает именно то, что ему требуется. Чувствует себя важным для мамы.
Умение договариваться
Другое преимущество игры заключается в том, что она вырабатывает умение находить компромиссы. Это важное качество, которое непременно пригодится ребенку в будущем. Игры в компании сверстников обучают использованию более сложного языка, оттачиванию навыков коммуникации.
Важно! Приобретение умения договариваться идет на пользу всем без исключения детям.
Физическое развитие
Игровые виды деятельности, предполагающие активное времяпрепровождение, положительно сказываются на физическом развитии. Это один из способов избежать отклонений в детской моторике.
Современным детям не хватает активности, игры способны компенсировать эту нехватку.
Родители должны помнить, что навыки крупной моторики выступают фундаментов для формирования более тонких движений, совершаемых руками.
Игры должны быть подвижными, а не сидячими. Только так ребенок сможет научиться удержанию равновесия, уверенного передвижения. Перемещаясь в процессе игры, малыш пользуется новыми образцами движений, приобретая не знакомые ему ранее впечатления с навыками. Если, например, младенец обучается переходу из сидячего положения в позу на четвереньках, желательно попробовать закрепить этот навык с помощью игры. Раскладывайте игрушки так, чтобы ребенку постоянно требовалось выполнение данного движения.
Подвижные виды игровой деятельности способствуют:
- тренировке гибкости с ловкостью;
- удержанию равновесия;
- сохранению концентрации;
- регулировке точности движений.
В процессе игры реализация движений происходит более творчески. Это один из способов устранения скованности мышц, раскрытия способности импровизировать, тренировки активного реагирования и избавления от стресса. Дополнительный плюс связан с приобретением тактильного контакта.
Подвижные игры нужно выводить на первый план, ведь современные дети много времени проводят в сидячем положении: на школьных уроках, всевозможных кружках, дома за компьютером. Для полноценной концентрации на умственной деятельности ребенку необходимо основательно набегаться. Благодаря движению он приобретает уверенность в собственном теле.
Важно! Детей важно развивать физически, в том числе в игровой форме.
Подвижные виды досуга заставляют детей следовать определенным правилам, вырабатывая у них навыки:
- организованности;
- концентрации;
- умения управлять собственными движениями;
- демонстрировать волю.
Подвижные игры увеличивают повседневную двигательную активность детей, что приносит пользу их организму.
Что будет, если не играть?
Нехватка опыта, связанного с позитивными и веселыми играми чревата для ребенка проблемами в общении со сверстниками при его поступлении в первый класс школы. Увеличивается вероятность социальной изоляции. Один из главных рисков связан с травлей. Иногда такие дети сами выступают в роли обидчиков. Подобная тенденция наблюдается и на последующих этапах взросления.
Недостаток игровой деятельности в раннем возрасте повышает склонность к насилию и преступности у подростков и даже уже взрослых людей. Проявление агрессии становится одной из «игровых» моделей.
Благодаря играм малыш обогащается знаниями, формирует представления об окружающем пространстве. Они способствуют развития мышления со смекалкой. Положительно влияют на сноровку, важные для каждого человека морально-волевые качества. В результате совместных действий у детей формируются общие радостные переживания. Коллективные подвижные активности учат их дружить, находить компромиссы. А еще способствуют преодолению робости с застенчивостью.
Игровая деятельность закрепляет имеющиеся навыки, помогает формировать новые личностные качества.
Для детей она выступает неотъемлемой составляющей жизни. За счет правильной организации игровой деятельности взрослые получают возможность воздействовать на подрастающее поколение. Игры служат отражением личностных особенностей ребенка. В ходе выполнения конкретных ролей дети учатся демонстрировать доброжелательность, проявлять заботу. Это снижает вероятность превращения малыша в грубого и эгоистичного человека во взрослом возрасте. В руководстве играми должен практиковаться педагогический подход в сочетании с индивидуальностью.